http://cheldiplom.ru/teach/303339.html
Школьное чтение летом: золотая середина
19 июля 2010
Школьное чтение летом: золотая середина
19 июля 2010
Всем известно, что в преддверии школьных каникул детям традиционно предлагается список литературы, которую нужно прочитать за три месяца. И конечно, ни для кого не секрет, что за редким исключением наши отпрыски воспринимают эту затею без особого энтузиазма и, мягко говоря, неохотно приобщаются к прекрасному. Более того, предпочитают рассуждениям о смысле очередного классического опуса веселые прогулки с друзьями до позднего вечера.
Само собой, у родителей это вызывает двойственные чувства: а нужно ли заставлять ребенка читать или лучше позволить ему отдохнуть от надоевших будней? Мамам и папам сложно представить, что когда все изнывают от жары, любимое чадо с удовольствием возьмется за школьную программу, да и настаивать на своем не хочется. Так заставлять или нет читать ребенка по программе? Советуемся с детским психологом Еленой Сыркиной.
– Начнем с того, для чего дается программа чтения на лето. Ребенок в школе проходит определенные произведения, но есть еще много интересной и нужной литературы, необходимой для его развития, – говорит психолог. – Каникулы длятся три месяца, это достаточно большой период, когда ваш отпрыск может не только отдохнуть и оздоровиться физически, съездить в лагерь, к примеру – да куда угодно, – но и развиться интеллектуально. Тем более что речь идет не о том жестком режиме, который предполагает школа. Летнее чтение настроено на другой принцип работы: в свободном режиме ребенок может прочитать ту литературу, которая ему интересна. В идеале это, конечно же, весь список, но и варианты возможны! То есть в любом случае это занятие полезное – сойдемся на этом.
– Елена, не секрет, что в настоящее время дети вообще неохотно читают. Если в школе они вынуждены это делать, то дома многих просто не заставить, тем более летом, когда они больше посвящены сами себе...
– Все дело в том, как читать. Очень многое зависит от родителей. Могу вас заверить: список литературы, как это ни странно, – хорошая возможность для сотрудничества с собственным ребенком. А летнее чтение – еще одна точка соприкосновения, время, когда родитель и сын-дочь могут побыть вместе. Читать можно не только по принуждению! Меня, например, вообще очень настораживает такая ситуация, когда родители заставляют чадо. Лучше, если летнее чтение станет совместным творчеством ребенка и родителя: когда школьника не заставляют, а он принимает в этом активное участие. Вот скажите мне, почему дети не читают? Потому что никто не учит их, как это нужно делать, они не понимают, что в этой литературе можно открыть для себя много нового и интересного. Школяры подчас воспринимают список произведений как тяжкую ношу, а не увлекательное занятие.
Очень показательным в этом смысле может быть пересказ книги ребенком. В основном они описывают действие: герой пошел туда-то, там произошло то-то, с тем посражался – вот и все! То есть идет просто описание по факту, о каком развитии речи мы можем говорить? Ребенок очень скупо и явно не художественным языком описывает происходящее в произведении или фильме.
Увы, современные дети подчас не могут мыслить творчески, абстрактно, мы уже не говорим о том, что ученик выносит из произведения, будь то мораль или жизненные уроки.
Дети не могут самостоятельно распознать мысль, вложенную художником слова. К сожалению, это беда современности. Поэтому, конечно, чтение летней литературы с родителями, способными приподнять занавес авторской задумки, показав собственную житейскую мудрость, – это несомненный плюс как для ребенка, так и для построения взаимоотношений.
И у детей, и у родителей появится, так скажем, предмет к разговору. Ведь, посмотрим правде в глаза, во многих семьях нет никакого совместно проведенного времени. Каждый член семьи занят своими делами: папа зарабатывает деньги, мама занята домашними делами, а ребенок зачастую предоставлен сам себе.
Поэтому, если постараться, совместное чтение может насытить вечера и даже в чем-то объединить семью, не говоря уже о том, что удастся выполнить школьный план. К тому же с ребенком можно поговорить о прочитанном, спросить, что он вынес из этого произведения, понять, как он смотрит на многие моральные ситуации, которые происходят в отношениях между людьми. Другими словами, получится такой глубокий, близкий, камерный разговор с чадом, в котором вы сможете многое о нем узнать. И, что немаловажно, вовремя подкорректировать ситуацию, может быть, даже подстраховать его в чем-то.
– Как организовать совместное чтение?
– Если нужно, читайте книги вслух. Это может быть также чтение по ролям, или ребенок будет просто сидеть и слушать. Он с энтузиазмом воспримет вашу идею, даже если ему не нравится сам процесс чтения, что очень характерно для учеников начальной школы. С вашей помощью чадо заинтересуется и уже скоро будет увлеченно читать самостоятельно. С юными школярами вообще можно устроить, к примеру, конкурс рисунков по прочитанному произведению или поставить сценку: поиграть в домашний театр. Иначе говоря, разнообразьте сферу деятельности, творчески отнеситесь к банальному школьному заданию. Здесь довольно многое зависит от родителей, которым, конечно, проще заставить: «Сиди и читай. Пока не прочитаешь столько-то, из дома не выйдешь!»
Но, во-первых, это, грубо говоря, насилие над ребенком, и из этого, скорее всего, ничего хорошего не получится! Вероятнее всего, в случае подобных ультиматумов чадо просто пассивно просидит отведенное время или начнет конфликтовать с родителями. Так что подобные методы «приобщения отпрыска к литературе» никак конструктивными не назовешь! А вот потихоньку, совместно, вызывая у ребенка интерес, можно приучить его к чтению. Тем более список литературы довольно большой, и вполне можно выбрать то, что кажется интереснее всего. Понятно, что если мы начнем с «Войны и мира», это будет неправильно.
Родителям в этой ситуации следует проявить уважение. Еще раз повторюсь: проще, конечно, заставить и принудить, не вызывая интереса у ребенка, а не проявить творчество и сообразительность, потратив свое время. Но именно такое ваше поведение способно развить в школьнике любовь к внеурочному чтению.
– То есть не следует придерживаться правила: лучше уж пусть отдохнет, еще начитается в школе?
– Здесь как будто звучит два крайних варианта: либо не читаем вообще, а отдыхаем, либо читаем целыми сутками по принуждению родителей и не отдыхаем вообще. Это неправильный подход. Есть ведь еще и золотая середина!
– Елена, но подростков, к примеру, не так уж легко увлечь чтением по ролям и разыгранными сценками. Их интересы, как правило, от этого далеки. Что делать, когда тинейджер всячески избегает такого вот совместного времяпрепровождения?
– Действительно, с подростками дело обстоит иначе. С ними важнее не заинтересованность в произведении, а установление личностного контакта, понимание того, что ему интересно. Если взаимопонимание есть, у подростка проще выяснить, почему список литературы вызывает у него такое сопротивление. Как он вообще считает: полезна ли ему художественная литература, может ли он извлечь из произведений нечто полезное для себя? Как он видит свое будущее? То есть такой своеобразный доверительный разговор с подростком о планировании его ближайшей перспективы.
К слову говоря, старшие дети очень часто сидят в Интернете, в котором есть масса электронных библиотек, предоставляющих бесплатную литературу. Удобство технического прогресса налицо: не нужно тратить время на поход в книгохранилище. Для тех, кто не любит сам процесс чтения, существуют аудиокниги, которые также можно скачать и прослушать. Если подросток понимает целесообразность чтения, просто выберите ту форму, которая кажется ему наиболее удобной. Еще один вариант знакомства с произведениями великих: сейчас можно найти множество дисков с экранизированной классикой. Посмотрев фильм, тинейджер может заинтересоваться оригинальным произведением.
Еще один способ увлечь подросшего ребенка – посоветовать ему прочесть то произведение, в котором он сможет найти ответы на волнующие его вопросы: «Посмотри, вот в этой книге главный герой переживает точно так же, как и ты, неразделенную любовь (да что угодно!)». Заинтригуйте подростка, это тоже творчество!
Мне кажется, увлечь литературой во всех ее проявлениях детей подросткового возраста будет несложно: как правило, их очень волнуют мировоззренческие проблемы, тщательно разобранные классиками.
Не забывайте, что это время, когда они познают себя. Объясните, что литература вполне способна помочь самоопределиться: вопросы совести, морали, чести, справедливости, взаимоотношений – все это старо как мир. Поделитесь собственным опытом, как та или иная книга помогла в решении неких проблем. Расскажите, как получили ответы на свои вопросы. Словом, сделайте процесс увлекательным!
Оказывается, банальное чтение заданной на лето литературы способно стать серьезным помощником в разговоре с ребенком. В поисках способа увлечь чадо классикой вы найдете интересные темы для душевных бесед, а ваш тинейджер не пополнит среднестатистического ряда низкоинтеллектуальных, не читающих студентов. Что ни говори, читать полезно!
Евгения ГРИБКОВА, специально для Cheldiplom.ru